Цель. Расширять представления детей о лесе и его обитателях, формировать элементы экологического сознания.
Задачи. Создать радостное настроение, развивать желание участвовать в совместных мероприятиях. Развивать познавательную активность, обогащать словарный запас детей; воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
Оборудование: красные и зеленые круги по количеству детей; игры: «Экологический светофор», «Хорошо-плохо»; фонограмма «Звуки леса»; картинки: солнце, туча, звери, объемные елочки, деревья для украшения зала; медальки «Друзья леса» по количеству детей, разноцветные осенние листья.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: беседа о лесе, о диких животных; рассматривание картинок «Правила поведения в природе»; разучивание логоритмики «Мы идем лесной дорогой».
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, я вас приглашаю на лесную прогулку. Лес – это родной дом для растений, птиц, животных.
Кто лес уважает, растения не обижает,
Зверятам помогает, тот гостем желанным в лесу бывает.
Тот настоящий друг леса. Вот сегодня мы и узнаем, настоящие вы друзья леса или нет. Но прежде чем отправиться в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Игра «Экологический светофор». Воспитатель называет действия, дети отвечают: «можно», «нельзя» и поднимают зеленый или красный кружок.
Ломать ветки; оставлять после себя мусор; разорять гнезда и муравейники; кувыркаться в траве; собирать ягоды; уничтожать ядовитые грибы; подкармливать птиц, разжигать костры; отдыхать на пеньке, собирать грибы.
Воспитатель. А теперь можно отправляться на лесную прогулку в лес. Поедем мы на паровозике. Приехали в лес, а теперь давайте послушаем, как шумит осенний лес.
Логоритмика «Мы идем лесной дорогой» Звучит фонограмма «Звуки леса», дети идут по кругу, говорят слова и выполняют движения:
Мы идем лесной дорогой, (обычная ходьба) Интересного тут много,
По дорожке в лес пойдём,
Чудеса в лесу кругом: (ладони приложить к щекам, покачать головой)
Вот растёт под ёлкой гриб, (руки сложить над головой «шляпкой»)
Рябинка пламенем горит, («фонарики» на четыре счёта)
Белка скачет скок, поскок, (прыжки)
И орешки щёлк, да щёлк (хлопки в ладоши)
Тихо, тихо, не шумите, (палец приложить к губам)
По дорожке в лес идите; (ходьба на носочках)
Мы для леса все друзья, обижать друзей нельзя!
Воспитатель. Ребята, вот мы и попали в осенний лес. Я вижу, настроение у всех замечательное.
Посмотрите, какие красивые листочки нам подарила осень. Давайте их соберём. Возьмите по одному листочку. Сколько у Сони листочков? А у Вани? У Макара?
Дети: ответы (по одному).
Воспитатель. А теперь давайте соберём красивый осенний букет. Бегите ко мне. Покажите свои листочки, поднимите их вверх. Сколько теперь у нас листочков?
Дети: много.
Воспитатель. Посмотрите внимательно – какого цвета у вас листочки?
Дети: ответы (жёлтый, зелёный, красный).
Воспитатель. Подул ветер, листочки разлетелись и закружились. Ветер стих и листочки упали на землю (присели).
Танец. Мы осенние листочки.
Воспитатель. Давайте подарим наши листочки гостям!
Воспитатель. Ребята, смотрите кто-то спрятался за деревьями!
Появляются старик-лесовик.
Воспитатель. Кто Вы дедушка?
Лесовик. Это я – лесной старик, называюсь Лесовик.
Этот лес я сторожу, за порядком здесь слежу.
Воспитатель. Здравствуй, Лесовик!
Лесовик. Здравствуйте, дети! Зачем пожаловали?
Воспитатель. Мы с ребятами в лес пришли погулять.
Лесовик. Знаю, как вы гуляете. Цветы топчите, насекомых обижаете, зверей пугаете, ветки ломаете, мусорите. Не пущу вас в лес!
Воспитатель. Лесовик, наши дети лес любят и знают правила поведения в лесу.
Лесовик. Ну, раз так, добро пожаловать в лес. А я для вас разные задания подготовил, вот сейчас и узнаем, что вы знаете о жителях леса.
1. Задание «Загадки о животных» (картинки).
1. Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка.)
2. Когда я голодный меня не встречай,
Щелкну зубами, съем невзначай. (Волк.)
3. Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)
4. Лежала между ёлками подушечка с иголками
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (Ёж.)
5. Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,
В сарай попала, кур пересчитала. (Лиса.)
6. Длинноухий трусишка, залез в огород,
Увидел морковку, хвать быстро – и в рот. (Заяц.)
Лесовик. Молодцы, ребята, с этими заданиями справились. А теперь я хочу послушать стихи об осени. Чтение стихов об осени.
Лесовик. Молодцы, ребята. Стихи хорошо читали, загадки отгадывали, знаете как правильно вести себя в лесу. Вы - настоящие друзья леса. Есть у меня для вас подарки.
Воспитатель. Ребята, заканчивается наша прогулка. Я, думаю, вы теперь станете настоящими друзьями леса, будете беречь его и любить. Пора возвращаться в детский сад. Давайте поблагодарим Лесовика за интересную прогулку.