Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ - ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ СРЕДЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Введение


Расскажи – и я забуду,


Покажи – и я запомню,


Дай попробовать – и я пойму.


(Китайская пословица)


Современные дети живут в эпоху компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.


Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют:


- познавательную;


- ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.


Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности.


Ребёнок-дошкольник сам по себе является исследователем. Он проявляет живой интерес к различного рода экспериментам.


Опыты помогают развивать мышление, логику, творческие способности ребёнка, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе.


Знания, полученные при проведении опытов, запоминаются надолго. Также исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы: как и почему?


Всю опытно-экспериментальную деятельность можно разделить на три направления:


1. Живая природа: характерные особенности сезонов разных климатических зон, многообразие организмов и их приспособленность к окружающей среде.


2. Неживая природа: воздух, почва, вода, звук, свет.


3. Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.



II Структура занятия экспериментирования


- Постановка исследовательской задачи (при поддержке педагога в младшем и среднем возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).


- Прогнозирование результатов в старшем дошкольном возрасте (дети выдвигают гипотезы, строят предположения).


- Выполнение эксперимента (под руководством педагога).


- Наблюдение результатов эксперимента.


- Фиксирование результатов опыта (зарисовка).


- Формулировка выводов.


- Опыты должны быть безопасны для здоровья дошкольника!


III Постановка проблемной задачи


Проблемная задача должна быть понятной, должна вызывать интерес, определённые эмоциональные переживания и, конечно, она должна содержать новизну. Эта задача должна быть представлена в виде проблемной, осмысленной ситуации, с опорой на обобщённый или непосредственно жизненный опыт детей.


Проблемная задача должна мотивировать ребёнка на поиск ответа, однако, трудность должна быть доступной и преодолимой для ребёнка. Проблемная задача предполагает стимулирование активности, инициативы через использование игровых приёмов, вопросов проблемного характера, беседы с элементами дискуссии, упражнений, примера взрослых и детей, обращение к книгам и другим культурным источникам, выстраивание гипотезы, проведения опыта, эксперимента.


IV Фиксация результатов опытов и наблюдений


Наблюдаемые явления фиксируются для того, чтобы они лучше запомнились и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения, в основном, функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явления, выделять главное, чтобы отразить его в дневниках наблюдений. Это предполагает участие в работе не только проекционной, но и ассоциативных зон мозга, что стимулирует развитие основных мыслительных операций. Этой же цели служит обсуждение увиденного в процессе фиксации. Обсуждение способствует развитию внешней и внутренней речи, уточнению и конкретизацию наблюдаемого явления.




 


Классификация способов фиксации:


- Календарь погоды.


- Календарь природы.


- Дневник наблюдений (зарисовки опытов).


- Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте (явлении).


- Сравнение с уже известными детям объектами.


- Классификация.


- Изучение взаимообратных процессов.


- Включение в сюжетно-ролевые игры.


- Картинки, фотографии, схематические зарисовки.


- Объемные изображения и игрушки.


- Отдельные буквы и слова.


- Циферблаты.


- Записи звуков.


- Зарисовывание объекта.


- Схематическое зарисовывание.


- Использование условных знаков.


- Обведение объектов.


- Регистрация линейных размеров.


- Планы – схемы.


- Подсчёт количества объектов.


- Рисунки – прогнозы.


- Фотографирование.


- Запись воспитателя.



V Оборудование центра экспериментирования


Материал для проведения элементарных опытов (песок, сосуд с водой, формочки для песка, снега и льда, земля, глина, лупа).


Материал для развития трудовых навыков (природный и бросовый материал для ручного труда: шишки, веточки, жёлуди, ракушки, камушки, семена растений, баночки, коробочки).


Инвентарь: лейки, тазики для воды, тряпочки, клеёнки, палочки для рыхления, ножницы для обрезки растений, ящики и стаканчики для посадки растений.


Природный материал должен находиться в доступном для детей месте, где они в свободное время могут выполнять поделки из природного материала, рассматривать коллекции камней или гербарий. Также в центре экспериментирования должно находиться оборудование для ухода за растениями, дневники наблюдения за посадками овса, лука, чеснока, картотека опытов, мелкие игрушки (киндер-сюрприз) и щётка-смётка, совок для наведения порядка на рабочем месте.


Детям старшего дошкольного возраста становится доступно такое понятие, как измерение. Можно провести с детьми опыты, которые помогут сформировать представления об изменении длины, весы, объёма и температуры.


Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред или ущерб растениям и животным. Отвечая на вопрос ребёнку, можно провести и незапланированный опыт, чтобы подвести его к самостоятельным суждениям. При организации опытнической деятельности нужно учитывать индивидуальные особенности детей.



Из опыта работы.


Осень


Опыты с воздухом (в группе).


Название опыта «Пустой стакан». Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить в банку с водой. Вопрос: попадёт ли вода в стакан?


Название опыта «Буря в стакане воды». Предлагали детям опустить соломинку в стакан с водой и дуть в неё. Вопрос: что получается?


Название опыта «Ракета». Надуваем воздушный шарик и отпускаем. Вопрос: почему шарик так весело летает?


Опыты с воздухом (на улице).


Название опыта «Необходимость воздуха для дыхания человека» Закрыть нос и рот, попробовать не дышать некоторое время. Вопрос: что будет?


Название опыта «Движение воздуха» (воздух невидим, но его можно почувствовать). Было предложено детям помахать рукой у лица или подуть на руки.


Эксперимент «Летающие семена». Познакомить с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.


Проводили эксперименты по определению направления движения ветра (по воздействию на деревья, облака, опавшую листву, а также при помощи ленточек).


Эксперименты с водой (в группе)


Вода превращается в пар, а пар превращается в воду.


Опыты с песком и глиной на улице


Первый эксперимент: сыпучесть. Рассматривание песка через лупу. Какой песок сыпется (сухой или мокрый)?


Второй эксперимент: сравнение частичек песка и глины. С помощью лупы рассмотреть из чего состоит песок (из зёрнышек – песчинок, они маленькие, круглые), а глина другого цвета и комочками слипшимися.



Зима


«Снег – это вода». На прогулке набрать немного снега в формочку и принести в группу. Что случилось? Снег растаял, превратился в воду.


«Замерзание жидкости». Обычная и солёная вода, сок, молоко, растительное масло залить в формочки, оставить на улице. По результатам опыта сделали вывод: жидкости замерзают с разной скоростью. Чем жидкость гуще – тем длительнее время замерзания.


«Лёд – «силач»». Налить в бутылку воды и оставить на улице на морозе. Было предложено посмотреть: что произойдёт? На следующий день обнаружили, что бутылка треснула, так как лёд расширяется при замерзании воды, и его объём больше, чем объём воды.


«Цветные льдинки». Замораживали подкрашенную воду для украшения построек и деревьев на участке. Вода на улице превращается в лёд.


«Замерзание и таяние воды». Заносили с улицы цветную льдинку. В тепле она снова превращалась в цветную воду.


«Почему нельзя есть снег?» Эксперимент «талый снег». Принести небольшое количество снега в группу, растопить. В воде содержатся частички пыли и грязи. Вывод: снег грязный.


Проводили эксперименты из жизни растений:


«Куда растут корешки». Растения в горшках с поддоном. Изучали модель растений от факторов внешней среды. Одно растение поливали под корень, а другое в поддон. Растение, которое поливали в поддон, выпустило корешки наружу в поисках воды.


В прошлом году с дидактической целью сажали луковицы (Огород на окне), создавали для них разные условия. У одной были все три необходимых условия: свет, вода, тепло. У второй были только два необходимых условия: вода и тепло, но не было света (луковицу ставили в темный шкаф). У третьей луковицы были только свет и вода, но она стояла в холодном месте (между рамами окна). Дети высказывали различные предположения, всё это мы фиксировали, и каждую неделю мы наблюдали: как прорастает лук. Приклеивали «полоску времени» и на баночке с луком и в альбом, где делали зарисовки. Обращали внимание на разницу в прорастании луковиц. Вместе с детьми делали вывод, что это зависит от условий, в которых растут луковицы: первая луковица – в самых хороших (есть свет, тепло, вода), поэтому она лучше всех проросла, у неё более длинные корни и зелень. У второй есть тепло и влага, но нет света, она тоже хорошо проросла, но только ее листья загнутые и жёлтые. Третья луковица имеет влагу, свет, но сидит в холоде – она почти совсем не проросла.


Этим экспериментом пытались вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию огородной культуры, желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий; учились создавать ситуацию опыта, делать зарисовки. По истечению времени дети сделали вывод, что факторы внешней среды имеют значение для роста и развития растений.


Весна


«Водопроницаемость песка и глины». В стаканчики набрали песок и глину, налили воды. Песок пропускает воду быстрее, глина ее задерживает.


Также провели эксперимент: в какую глину легче воткнуть палочку: в сухую или влажную. Вывод: в мокрую глину проще воткнуть палочку, чем в сухую.


Опыты с камнями


«Галька и керамзит – что утонет?». Вывод: камни бывают разные – тяжёлые и лёгкие. Также этот опыт доказывает то, что в воде камни меняют цвет – становятся ярче.


Лето


Рассматривали почву и её обитателей.


Узнали, что температура почвы зависит от температуры окружающей среды (в ясный жаркий день – тёплая, в прохладный день -  холодная).


Узнали, что каждое растение пахнет по-своему. Для этого растирали листочки пальчиками и нюхали (мята, укроп, фиалка).


Экологическая тропа


Одной из интересных форм работы по экологическому воспитанию является организация экологической тропы - учебного специально оборудованного маршрута на природе. Создание экологической тропы в современной практике экологического воспитания в ДОУ играет огромную роль. Экологические тропы выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4-7 лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольных учреждений и родителями детей. Главная задача экологической тропы – пробудить у ребенка любовь к природе.


Особенность процесса экологического воспитания на тропах природы


состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.


Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для


оздоровления детей на свежем воздухе. Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей.


Наша экологическая тропа проходит по территории детского сада. Первая остановка «Пенёк». Наблюдаем мы его в разные сезоны в течение года. Это кладезь новой информации. Наблюдаем различных насекомых, которые облюбовали пенёк, растений и новых побегов.


Остановка два «Деревья». Дерево – ель. Обращаем внимание: какие изменения произошли с деревом. Рассматриваем лиственные деревья, отмечаем изменения, отмечаем: чем деревья осенью отличаются от весенних деревьев (меняется цвет листьев, появляются почки весной). Дети с удовольствием рассматривают деревья.


Остановка три «Сирень». Также рассматриваем сезонные изменения. Особенные удивления и радость у детей вызывает эта остановка весной во время пышного цветения куста.


Остановка четыре «Скворечник». Также отмечаем изменения: осенью он пуст, а вот весной в марте прилетают птицы, весело поют, дети с удовольствием наблюдают за скворцами, делятся своими впечатлениями.


Остановка пять «Клумба». Также наблюдаем сезонные изменения, вспоминаем какой наряд был у клумбы осенью (сажали с детьми луковицы тюльпанов), зимой отмечали то, что цветы спят под снегом, весной они проснутся, и наша клумба снова станет разноцветной, с удовольствием наблюдали: как распустились тюльпаны, посаженные осенью прошлого года.


В прошлом году с детьми составляли схему маршрута прохождения экологической тропы. Прохождение экологической тропы целесообразно делать каждый сезон.


Экологическая тропа может проходить в здании детского сада. Там могут находиться комнатные растения кливия, аквариум с золотой рыбкой, клетка с волнистыми попугайчиками, клетка с сирийским хомячком. К тому


же такие тропинки позволяют по- новому посмотреть на свое ближайшее окружение и взрослым и детям. В состав таких тропинок включаются объекты живой и неживой природы: уголок природы, экологическая комната, зимний сад (внутри них могут быть дополнительно созданы сети различных маршрутов для разных целей), фонтан, бассейн, фитобар, песочницы в коридорах, центры воды и песка, лаборатория, отдельные композиции комнатных растений и сухоцветов, уголки природы или отдельные объекты природы в групповых помещениях, мини-огороды на окнах, теплицы в здании, картинная галерея, выставки поделок из природного материала, музеи природы, мини-музеи в группах, фольклорные комнаты, комнаты сказок, выставки из бросового материала и другие (разнообразие точек такой тропинки зависит от развивающей среды детского сада).




Заключение


Для реализации целей и задач экологического воспитания предусматривается следование принципам: системности; сезонности; интеграции; координации деятельности педагогов; взаимодействие педагога   с родителями.